Краудфандинг: каждый казахстанец
может стать инвестором
В 2015 году проект Pebble Time, умные часы с цветным экраном, привлек 20 338 986 долларов инвестиций на краудфандинговой площадке Kickstarter. С момента запуска площадки в 2009 году больше 15 млн человек поддержали проект, собрано 3,8 млрд долларов инвестиций, 147 331 проектов успешно запустились и работают по сей день.
Изначально с помощью краудфандинговых площадок финансировались проекты в социальной и творческой сферах.

Впервые закон о регулировании краудфандинга был принят во Франции в 2014 году. Данный закон облегчает работу краудфандинговых платформ, устанавливая максимальный размер инвестирования в размере 1 млн. евро.

Инвестиционные порталы и посреднические ресурсы поделены на три категории, в том числе и ресурсы по предоставлению инвестиционных услуг. При этом, первой интернет-платформой в 2009 г. стал нью-йоркский Kickstarter. На 2015 г. число запущенных на платформе проектов превысило 95 тыс., а количество принявшие участие в финансировании данных проектов приблизилось к 10 млн.

Лидером в данном направлении сегодняшний день является США, с законом JOBS Act. Данный закон содержит упрощенную схему, по которой компании могут привлекать инвестиции на ранних стадиях развития. Принимать участие в краудфандинге может любой гражданин США, но при этом максимальная сумма инвестиций зависит от размера годового дохода и не может превышать 5%. В общем, либеральное законодательство развитых стран ЕС, США, а также стран юго-восточной Азии не ограничивает создание краудфандинговых и краудинвестинговых площадок формами организации и применяемыми финансовыми инструментами. В законодательстве Казахстана на данный момент есть ограничения схожего характера, связанные с привлечением денежных средств в виде займа для ведения предпринимательской деятельности. В этой связи требуется детальное законодательное определение данного источника венчурного финансирования.

Сегодня в Казахстане работает одна краудфандинговая площадка Start Time, запущенная 1 ноября 2016 года. За это время к компании обратилось около 200 проектов, из которых 40 были допущены к финансированию.

«Более 50% проектов ушли от нас с деньгами. Многих мы «вытягивали за уши», но это только вначале. Проблема в том, что понятие краудфандинга еще не достигло популярности. Наше задача на первые три года – популяризировать понятие краудфандинга путем выступлений, выпуска статей, и прочих активностей. Авторы не владеют данной наукой, чтобы проект прошел успешно, это учеба и работа одновременно. Мы тоже учимся, но уже есть небольшой опыт», комментирует директор площадки Азиза Утегенова.

Made on
Tilda